Richtor_br (richtor_br) wrote,
Richtor_br
richtor_br

Categories:

Дальние Мельницы.

 Окраина Одессы - Дальние Мельницы так навсегда и осталась окраиной, ибо место это самое удалённое от моря.
Оригинал взят у 31tram_way в Дальние Мельницы.
"Теперь они уже давно шли по широкой немощеной улице. Хотя на калитках и на домиках висели городские фонари с номерами и вывесками лавочек и мастерских, а на одном из углов находилась даже аптека с разноцветными графинами и золотым орлом, всё же улица эта скорее напоминала не городскую, а деревенскую.


-Ну, где же твои Ближние Мельницы? - сказал Петя кисло.
- А это тебе что, скажешь, не Мельницы? - Где? - Что значит - где? Тут.  - Где же тут? - Где мы идём.  - А самые мельницы? - Чудак человек! - снисходительно сказал Гаврик. - А где ты видел на Фонтане фонтан? " (с). Катаев "Белеет парус одинокий"


Вот и с Дальними Мельницами так.  Схожий пейзаж и ни одной мельницы  уже не найти.
А ведь раньше название очень точно определяло основную профессию жителей этих двух смежных окраин. Молодой портовый город нуждался в хлебе, и, соответственно, в муке. Район получил стремительное развитие, а люди – немало доходных рабочих мест.
В рапорте губернатору Бердяеву 25 марта 1797 года советник Лорер перечисляет созданное в Одессе, и "в том числе: ветряных мельниц - 3", а уже в 1803 г. в подобном отчете фигурирует: "Мельниц ветряных - 21". (23 – по другим данным)

Около 1820 г. К западу от города образовался небольшой посёлок с опрятными одноэтажными домиками для мельников и их семей. Место было выбрано не случайное, с примерно одинаковым расстоянием до всех главных рынков.

« На юго-востоке от Тираспольской заставы, в открытом поле здесь стоял когда-то лес ветряных мельниц,- вспоминал одесский бытописатель. – Плавно взмахивали они крыльями, много лет тешили старого мельника».
Но их, пионеров дореволюционной промышленности, вскоре сменили паровые механизмы, постепенно перенимавшие работу ветряков на протяжении первой половины ХІХ века.
« Но вот вблизи повалил дым из большой трубы, загудел паровик, зашумели колёса, завертелись жернова, и не выдержала даровая сила ветра, свалились некогда сильные ветряки»

Последним владельцем мельницы был г-н Кич, первый муж Марии Фердинандовны, ставшей затем женой Г.Г.Маразли. Эта последняя мельница " грозила падением и была разобрана при постройке дома"

В 1862-65 годах возле посёлка строится железная дорога. И это навсегда перечеркнуло тихую жизнь Дальних Мельниц. По соседству начинают появляться заводы и фабрики, а рядом селятся батраки и беглецы - типичный контингент для набора промышленных рабочих в те времена. Местные, потеряв свой привычный заработок, охотно шли работать на предприятия, а сам район принимал образ классического рабочего предместья - грязного, с тяжелой и бедной жизнью.

Поправило ситуацию открытие в 1899 году коньячного завода Шустова. Предприятие выплачивало достойную зарплату и занималось образованием персонала. На всю Одессу прославился заводской буфет, где можно было "продегустировать" элитарный на то время напиток. По сей день завод функционирует и процветает, а проходя мимо, чуешь аромат производимого.

К востоку от Дальних Мельниц в районе нынешних улиц Балковской и Заводской возник польский посёлок. В честь го основателя был назван Дачами Дашкевича. Около 1913 года по улицам Никифорова (Желябова) и Борисова (Радужной) была проложена трамвайная колея. В 30-х годах под влиянием советской индустриализации застраивались целые кварталы района, вокруг возникали всё новые и новые фабрики, заводы, общежития для рабочих... Частный сектор значительно урезали, польский посёлок был практически уничтожен. Целый ряд промышленных строений возник на улице Мельницкой. А сейчас это широкая улица с небольшим потоком машин, парой новостроек, сквером, старыми домами и дворами за отреставрированными фасадами.



Серые переулки и старые таблички...





С Мельницкой сворачиваем на Аккордную. Колея... Но 11-й и 30-й трамвайчики тут не ходят ещё с 2008 года.
По первоначальному проекту Бельгийского Общества с 1911 года линия 11-го трамвая проходила от Большого Вокзала до джутовой фабрики на Дальних Мельницах. На некоторое время линия продлевалась до Тираспольской площади и Херсонского сквера, а после перешивки в 1934-35 гг, перенаправлена до ж.д. вокзала. Построено одностороннее кольцо через ул. Строганова. Но, в связи со строительством трассы "Север - Юг" в 2008 г., линия укорочена до Товарной.



Местный магазин, единственный в округе.



Проходим вглубь, а там на рельсах уже успели высадить вот такие клумбы:



В глаза бросается контраст между облезлыми одноэтажными домишками и чудными цветами под их окнами.





Люди всеми силами стараются поддерживать уют и наводить красоту на своих улочках.  А кому-то, видимо, не хватает сил и средств даже на клумбу.

 

Попадаются ещё древности



Несколько улиц без единого намёка на асфальт



Но вот что действительно удивляет. так это такой дом на подобной улице. Рядом стоят джипы. Что-то ведь заставило хозяина остаться на Мельницах, даже имея очень неплохие доходы.



А в других дворах "тачки" по-проще:



Во дворах переплетения виноградных лоз, у кого-то огород, у других кролики и курочки. Быт, приближенный к сельскому,  летом становится проще и ярче, а зимой... замедляется и тускнеет вместе с жизнью района.



Возле некоторых домов стоят фуры и грузовики по-меньше. Раз за разом проезжая по улицам, оставляли за собой изломанный асфальт. А на фурах сидят...


Проходит поезд, шум железной дороги заполняет все уголки Дальних Мельниц, лают собаки... Возле 110-й школы кучка детей играет на площадке. На территории чисто и ухоженно. В конце улицы Радужной дом с довольно интересным декором того времени.



Поворачиваем к Ивановскому мосту.



Хочется верить, что коммунальные и транспортные беды в дальнейшем покинут Мельницы.



Опускаются сумерки...



<br>

Tags: Дальние Мельницы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments