Richtor_br (richtor_br) wrote,
Richtor_br
richtor_br

  • Mood:

Одесский "Пассажъ"

Здание " Пассаж" строилось в 1898-1899 годах на углу улиц Дерибасовская и Преображенская и было закончено менее, чем за 2 года.  Заказчиком и хозяином его был Моисей Яковлевич Менделевич, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин города, крупный торговец зерном. Это здание ему обошлось в то время не мало денег, а именно: миллион триста тысяч рублей.
Из истории Одессы. В Одессе многие предприниматели очень разбогатели в 19-м веке на продаже зерна. Ведь Одесса - это порт и весь экспорт зерна со всего плодородного юга России шёл через одесский порт. В начале 19-го века выгодней было большой дом не сдавать на съём, а использовать для хранения зерна.  И стали купцы тогда строить так называемые  хлебные магазина - это были перевалочные склады для хранения зерна.
 Например, польский богач Сабаньский построил в 1820-е годы на Канатной улице большое монументальное здание в 4 высоких этажа и длиной 120 метров. По виду оно смотрится как дворец, но на деле  было построено для хранения зерна (cейчас здание это называется "Сабанские казармы", так как было отобрано у Сабаньского царём за участие в польсом восстании и  впоследствии использовалось как казармы для юнкеров, а в советское время использовалось для моряков мореходного училища).

На месте "Пассажа" раньше был дом, построенный Крамарёвым М. А. в 1840 году. У Крамарёва снимал квартиру брат А. С. Пушкина - Лев Пушкин, работавший в одесской таможне. У него в квартире бывали многие представители интеллектуальной элиты. Был у него в гостях и Н. В. Гоголь во время своего нахождения в Одессе в течении 5-ти месяцев в 1850-1851 годах. Потом этот дом принадлежал долгое время коллежской ассесорше Анне Синицыной. У неё и купил его на снос М. Я. Менделевич.

Здание это состоит из гостиницы с названием "Пассаж" и самого пассажа, галлереи под стеклянной крышей с магазинами. Вход в пассаж с Дерибасовской и с Преображенской. Выгодное расположение пассажа в самом центре города способствовало размещению в нём самых фешенебельных магазинов. В пассаже в подвальной части под магазинами была предусмотрена целая сеть складов и рельсы с вагонетками, которые развозили товар по магазинам.
Пассаж внутри, по насыщенности архитектурными элементами и изобилию скульптур, являлся самым роскошным в России и сегодня является таковым.

1. Общий вид здания "Пассаж".  Снимок сделан до пожара в 1901 году, так как ещё есть центральная башня на крыше. В результате пожара эта башня на крыше сгорела и не была больше восстановлена. И ещё сгорела тогда скульптурная группа на крыше со стороны улицы Преображенской и тоже не была восстановлена. Снимок, вероятно, сделан был с 4-го этажа дома Либмана. Слева Дерибасовская, а справа Преображенская улица.


2.  А это уже снимок вскоре после пожара 1901 года. Фото это интересно тем, что скульптурная группа со стороны Преображенской улицы (справа) отсутствует в результате этого пожара, но центральная башня на крыше ещё пока стоит, хотя видно, что она сильно обгорела. Вскоре решили, что она не подлежит ремонту и снесли её. А жаль, что и башню, и скульптуры на крыше не восстановили.


3. А это уже фото позднее, так как башни на крыше уже нет.


4. А это снимок XXI века. На углу, где вывеска "Центр ювелир" был в советское время вход в Центральный гастроном №1, который занимал весь 1-й этаж по Дерибасовской, а по Преображенской занимал место до входа в гостиницу. Он просуществовал 100 лет, с начала 20-го века и до начала 21-го века.
  Я считаю, что эти синии вывески чересчур грубые для этого изящного здания.

Ещё мне не понятно, почему сейчас нет того ажурного металлического ограждения на краю крыши, которое было когда-то, и оно видно на снимке выше.
фото из сети.


5. Проект надстройки мансардного этажа над зданием "Пассаж" и устройством угловой башни.


6. Фрагмент фасада Пассажа с годом начала строительства его. Он построен был менее, чем за 2 года.


7. Вход в пассаж с Дерибасовской улицы. Немного видно потолок и верх стены в подъезде. И там, и там мозаика.
фото из сети.



8. Окно и балкон над входом. (балкон до реставрации).
Все фото ниже из сети.


9 и 10. Вход с Дерибасовской улицы. Скульптурное оформление вблизи.


11 и 12 -  Фото мозаичного потолка в подъезде со стороны Дерибасовской улицы.
 В подъезде со стороны Преображенской улицы потолок не имеет мозаику.

                                         

13. Внутри пассажа. Вид от входа с Дерибасовской.  Посередине с обеих сторон балконы со скульптурами граций.


14.


15.


16. Так выглядит стена внутри пассажа над подъездом. Это фото 2009 года.
фото ajushka


17. Балкон. Две красивые грации приглашают людей посетить магазины.
 На снимке мелко видно фамилию скульптора этой композиции. Это Р. Киттель.
 А вот инициал "E", чей мог быть?   Правый инициал практически не виден на этом снимке, но это скорей всего "М".
 Многие знают инициалы "М М" на противоположном балконе - это  Моисей Менделевич, а на этом балконе инициалы "Е М"?  Я знаю, например, что брата его звали Ефим Менделевич. Неужели тут имя его брата? А может это имя жены? Сказать не могу, так как про жену его я ничего не знаю.

фото ajushka (фото 2009 года).


18. Cдесь вид со стороны входа с улицы Преображенской. Это более короткая часть Пассажа, ведь Пассаж в плане имеет форму буквы "Г".
фото voyadger


19. Сдесь поворот направо и более короткая часть Пассажа (на снимке слева) выходит на Преображенскую улицу.
фото ajushka (фото 2009 года)


Архитектор Лев Львович Влодек. Скульпторы Фишель и Мильман.
 Одесский писатель Лев Славин сказал о Пассаже, что он похож на торт с кремом. Что когда много торта и много крема, то становится уже приторно.
Такое обилие архитектурных элементов мог требовать от архитектора и сам заказчик - Моисей Менделевич.
 

Tags: История Одессы., Пассаж.
Subscribe

  • Ещё немножко Одессы.

    Старые одесские парадные (лестницы) это отдельная и неисчерпаемая тема. Далеко не во все можно сегодня попасть, так как везде ставят кодовые замки.…

  • Дом на Гоголя, 14.

    Жилой дом по Гоголя, 14. Дом Заблудовского, построен в 1890 году архитектором Клейном. Фасад, своей лепниной напоминает торт. Все фото…

  • Гостиница "Большая московская" на улице Дерибасовской.

    Архитектурный стиль здания - модерн. Архитектор Л. Л. Влодек, скульптор Т. Фишель. 1900 год. Это ранний модерн, с обилием лепнины. Два симметрично…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments